Роль компьютерных игр в развитии человека

Многие из нас вместо того, чтобы заняться чем-нибудь полезным любят посидеть часок-другой за какой-нибудь игрушкой. И почти всегда такое время провождение считается напрасным. Я попробую на своем примере оценить так ли это.

Человек играет с детства. Игры — это естественно. Они способствует прорабатыванию абстрактных ситуаций, и на основе этой проработки формировать навыки, которые затруднительно получить иным путем. Когда маленький ребенок собирает кубики — он вырабатывает навык конструирования, когда дети играют в социальные игры — они примеряют на себя роли, когда человек играет в шахматы — он учится просчитывать действия.

Однако чем сложнее игра и чем старательней человек играет — тем больший развивающий эффект. Сложный замок из кубиков — и ребенок понимает, что строить надо аккуратно и продумывая детали. Интересная роль, приковывающая к себе внимание других — и приходит понимание, что в жизни нужно занимать активную позицию. Много ходовые комбинации в шахматах — ну тут думаю понятно…

Так вот возвращаясь все же к компьютерным. Компьютерная игра это не замок из кубиков и поэтому оказывает несколько иное влияние на человека.
Наиболее активное влияние компьютерные игры оказывают на психику человека. И поэтому было бы рационально понимать и направлять это влияние в нужное русло. То есть игра виртуальна, но наши мысли, усилия, эмоции, оценки, привычки, все это РЕАЛЬНО и проявляется в игре.

Дальше буду на своих примерах.
Когда-то давно я игра в сферу судьбы, а через некоторое время в травиан, это две онлайн стратежки. В сфере судьбы я заметил, что у меня очень легко получается проводить различные торговые сделки и торговые переговоры. То есть до игры я не имел этого опыта, а в игре получил. И хотя я, конечно, понимал,  что это игра, но тот факт, что я был главным торговцем одного из топ альянсов, был реальностью. И все мысли и усилия тоже реальны с точки зрения психики.
В травиане было гораздо меньше возможностей для торговли, поэтому я просто управлял ресурсами альянса. Назначал и считал налоги, оказывал помощь на развитие, делал инвестиции, давал займы, брал кредиты, проводил операции с другими альянсами…

В общем эти две игры показали мне, что я гораздо лучше, чем другие управляюсь с циферками. )) То есть, да, циферки виртуальны, но сам опыт управления, подсчетов, анализа, переговоров, этот опыт — РЕАЛЕН, точнее реальны усилия и работа психики

Это пример того, как игры помогли лучше понять свои природные склонности. Иными словами сильные стороны.

Но так же игры могут помочь определить и слабые места.

В 18 лет я увлекался старкрафтом. Играл с другом по диал-ап модему.
Я постоянно проигрывал. Причина была в том, что я слишком засиживался на базе. Боялся высунуться, боялся первым напасть, не думал о разведке, боялся делать экспаншены, не мог быстро сообразить как тратить ресурсы и так далее. Однажды, друг указал мне на эти недостатки и я рискнул и пошел в атаку первым. Не помню с какой попытки победил, но когда победил что-то внутри меня, в моем характере, изменилось навсегда.
Когда вышел второй старик у меня уже давно был нормальный инет и я имел возможность играть с равными соперниками по батлнету. До алмазной я не дошел, но в платиновой лиге держался уверенно. Следовательно и противники не хухры-мухры попадались, а значит приходилось напрягать мозг, стараться охватить вниманием всю карту, помнить о всем происходящем, анализировать. Так как старкрафт — игра с заведомо равными стартовыми условиями, то было очевидно, что мой скилл ограничивают только личные качества, а значит улучшая уровень игры, я параллельно работал над характером.

Кстати часть навыков полученных в старкрафте я несу с собой через всю жизнь. Например идею о том, что ресурсы (деньги) должны работать, а не лежать мертвым грузом. ))

Сейчас изредка играю в HON, (это клон доты). Именно мысли пришедшие во время этой игры побудили меня написать пост.
Вообще я доту недолюбливал, потому, что проигрывал и не хотел задрачиваться. Но из за того, что давно не играл, сразу согласился на HON, когда мне предложили быть пятым в команде.
Так вот, некоторое время я был самым худшим из всех десяти. Потом стал анализировать причины, понял что неверно оцениваю риски, что неверно оцениваю ситуацию, неверно выбираю момент для атаки, неверно расставляю приоритеты, ленюсь юзать арты, пру на рожон, не пытаюсь анализировать и предсказывать действия других игроков.. В общем много ошибок связанный не с игрой, а с моей личностью. Нетерпение, жадность, азарт, невнимательность, лень и прочие качества наглядно проявляются в игре. И хотя после понимания своих косяков я так и не стал  «Про», но играть лучше все же стал.

Подведу теперь итог посту.
Многие знают поговорку: «Единственный способ стать умнее — играть с более умным противником». Изначально эта поговорка относится к шахматам. Однако эту поговорку можно отнести ко всем играм, которые заставляют напрягать голову. Поэтому играйте в игры, но только в такие, которые помогают вам чему-то научиться, а не просто отнимают время.


Автор: Elsper.ru


VN:F [1.9.14_1148]
Rating: 5.1/10 (7 votes cast)
Роль компьютерных игр в развитии человека, 5.1 out of 10 based on 7 ratings

23 thoughts on “Роль компьютерных игр в развитии человека

  1. По всем пунктам согласен, но не кажется ли тебе, что всему этому можно было научится гораздо быстрее прежде чем наиграешься. Играем скорее не по причине учебы на играх. Это просто приятное занятие, а вот учит оно нас в 2-5% случаев из того времени, что мы проводим за играми. Мне говорят вот игры меня многому научили хотя эти люди апатичны, не умеют концентрироваться на одной проблеме или разговаривать с людьми. Потому что они провели за играми 3ть своей жизни. Поэтому, как только есть свободная минутка то лучше поиграть чутчуть и + ещё поучится чтением например. Так как, то чему тебя научили в играх за все время убитое на них можно было получить в любой бизнес школе за пол года обучения. Поэтому скорее не игры нас учат, а игры это приятное время провождение при котором мы не только расслабляемся, но и выполняем роли которые реально иногда могут помочь, но это не значит, что именно на играх можно учится или будешь просто отсталым дебилом коих можно много увидеть в компьютерных залах =)

  2. Поэтому я в конце и написал, что надо играть в те игры, которые учат чему-то, раз уж так хочется поиграть. ))

  3. Скорее если уж играть то в то что может чему то научить хотя я вчера видел MW3 и там стока ляпов, что если этому учится то в реальных боевых действиях скорее всего будешь спрашивать «Че ваще происходит? Воевать это совсем не так и Ваще почему танк Абрамс так быстро сгорел? А какого фига у русских солдат не пистолеты пулеметы? И чего они не кучкуются и не залезают под гусеницы танков? Ну это конечно касается скорее Американцев, но все же =)
    И так по многим играм можно сказать в Контре надо стрелять сквозь стены, прыгать и ставить бомбы на базе.
    А старкрафт 2 преврати в козаки в космосе.
    В нитфорспиде машины бронированный.
    В сталкере исследуешь голую зону когда мог бы пойти в лес или в реальную локацию.
    Вообще игры стали намного скучнее и легче. Вот толи дело в 90-е Nes игры, они просто жесткий хардкор не учащий ничему кроме задрачивания кнопок =)
    Я думаю надо просто четко понимать что иногда мозгу нужен отдых и он его получит с помощью игр!
    А учат игры тому, что в детстве может и необходимо, но в реальной жизни этому учишься не меньше.
    Вот скажи чему реально индивидуально и очень необходимому учат игры перечисли?

  4. Нет-нет ты не понял. Речь идет не о информации или совершенно никому ненужных навыках, типа выстрелить в CS быстрее чем соперник.
    Речь о умении принимать решения, думать, анализировать.

    С таким подходом «А старкрафт 2 преврати в козаки в космосе.» ты не выйдешь из бронзовой (низшей) лиги. А чтобы все же выйти и подняться хотя бы до золота, я уж не говорю о платине и тем более алмазной, то придется менять стиль игры. И меняя стиль игры ты будешь вынужден измениться сам хоть немного. ))

    Так же и в NS. Нет ты не научишься водить реальную машину, конечно же. Но чтобы проехать круг ничего не шаркнув, тебе придется подкачать свои навыки концентрации, аккуратности, просчитывать траекторию объектов.

    То есть смысл тогда, когда приходится прикладывать реальные усилия. Суть в том, что усилия это у же не игра. Усилия виртуальны — они реальны.
    И когда играешь на пике возможностей, но все равно проигрываешь более умелому оппоненту, то надо менять те черты своего характера, которые проецируются в игру и влекут неэффективные действия.

  5. Компьютерные игры увлекают много людей. И по много часов они проводят в мире виртуальной реальности.

  6. Просто я к тому что многие пытаются оправдать свое задротство просиживая все дни на пролет в ММО и FPS и RPG забывая обо всем! Нужно не забывать о росте в различных областях. Игры скорее к обучению не относятся скорее просто приятный отдых ведь ты не отнесешь сериалы и фильмы к учебе хотя и они учат многому!

  7. Задротство ничему не учит. Учит, когда ты добиваешься мастерства.
    Поэтому я уже в третий раз говорю о том, что надо играть в те игры, которые заставляют напрячься, и вовсе не оправдываю скучные игры в которых усилия не требуются.

    Сериалы и фильмы тоже как и игры оказывают влияние на психику. Большинство из них просто навязывают образы и модели поведения далекие от реальности, и тут скорее больше вреда. Хотя есть и фильмы, которые способны действительно что-то дать.

    Вообще мой этот пост скорее предназначен тем кто много играет, чтобы они использовали время более рационально, а не тем, кто играет изредка чтобы отдохнуть. )

  8. Да ну брось, ну наточишь ты мастерства в КС или в старкрафт и что тут такого ты выучишь, изменишься?
    Лучше в реальном мире прими решение найди свой бизнес и увидишь, это изменит тебя куда сильнее. День в горном лагере, прыжек с тарзанки. Рыбалка на свежем воздухе и тд вот что реально учит. А задроты дошедшие до алмазной лиги есть истинные задроты =) Уважуха тока тем, кто играет хорошо и стримом зарабатывает по 200$ в сутки, это того стоит =)
    Лучше новый дорик запили, а играть нужно не фанатея, а скорее для отдыха ибо ну ничему ты не научишься. Я видел много задротов, которые охрененно играют и все они ничего в жизни не видели и не достигли! Ни одного сайта не запилили. Нищие игроки с убогими компами в 100 раз проходящие эльдерскрол или гамающие в доту.
    Я считаю, что игры тебя ничему не научили настолько насколько ты сам не учишься каждый день, так что какая разница играешь ты или нет.
    Для меня игры больше отдых.
    Притом сегодня старкрафт завтра выйдет ещё какая то игра все забудут героев этих игр.
    Я вот думаю у тебя были уже игры в которых ты точно так же учился и выучил те уроки, что сейчас ты пытаешься оправдать потерю своего времени!
    Я прошел 1000 игр и в 100 раз вижу, что сейчас очень мало оригинальных игр. А раз нет оригинальности то и учится новому не вариант! Назави хоть что-то новое чего ещё не было в играх? То что ты назавешь все будет клоном и ты сможешь найти всего 5-6 игр и все =)

  9. Ну какая КС какой эльдерскрол? При чем тут герои игр? При чем тут новизна?….
    Не понял ты меня все же.

    Я говорю о психике, о том, что усилия прилагаемые для решения задач реальны независимо от реальности задачи.

    Давай с другой стороны зайдем, раз уж ты готов беседовать на эту тему.
    Шахматы способствуют развитию или нет?
    И если да, то какая игра способствует развитию: игра против сильного противника, для победы над которым нужно очень постараться или игра против новичка где фигуры можно двигать чуть ли не наугад?

    Думаю очевидно, что второй вариант не учит ничему, в то время как первый способствует развитию.
    Так вот так же и с играми. Можно тыкать кнопочки и возюкать мышкой в элдерскроле, а можно играть против игроков из алмазной лиги старкрафта. Разница столь же велика как и в примере с шахматами.

  10. А ты меня =)
    Ты пытаешься отмазать потерю нереального количества времени идеей того, что ты чему то учишься =)
    Учится надо тому что необходимо, стоит бросить работу с чем либо ты это забудешь так и игры. Характер они не изменят он дан тебе от природы, ума не дадут ум тоже от развития не завит он дан нам при рождении.
    Развитие в играх крайне сомнительное и шахматы это стереотип ничему они не учат видел я парней которые выигрывали соревнования по шахматам при этом ничего не читающие тупые личности были. Все зависит от человека.
    Ну да ну да те игры в которые ты играешь они же учат, а те что другие играют нет =) крутой такой вывод. Попробуй потыкай и я посмотрю далеко ты дойдешь в игре.
    По мне так нет разницы. В шахмотах или в КС все равно принимаешь решения.
    Просто ты в 100 раз играешь в одну и ту же игру и пытаешься победить, ну победил ты и что стал умнее, чему то научился, нет ты просто потеря огромное колличество часов на задрочку, брось играть и через месяц тебя уже будут делать, так как форму потеряешь.
    А характер закалять можно по разному и в том числе с пользой, но игры мало чему учат и это моё мнение.
    Так как есть основные жанры поиграй месяц в каждый из жанров и ты возьмешь все что нужно знать для обучения в играх. Если ты был бы прав то те кто играет хорошо были бы гении, а те кто совсем не играет тупарями только это почему то наоборот. Книги учат! Кино иной раз может научить. Работа учит. А игры развлекалово.

  11. Мда, Элспер, все же ты мажешься за потерянное время))) Ты говорил о ресурсах, а прикинь рентабельность такого обучения — на играх. Это ж писец. Ноль целых, хрен десятых.
    В этом плане Seo-keys прав, по моему.

  12. За большей частью игр я конечно тупо терял время. Признаю и не оправдываюсь.

    Но и отрицать положительный эффект не вижу смысла. =)
    И время проведенное за игрой, которая заставляет очень постараться чтобы победить живого оппонента я потерянным точно не назову.

  13. Вот и я о том же, просто не оправдывай все это время учебой и тд. Просто ты получал удовольствие! А мыслительный это был процесс или нет какая разница.
    Особенность человека играть. Но не игры сделали из обезьяны человека, а труд.
    Мне очень понравилась реклама по спорту была по моему:
    «Пока ты живешь мечтами, мир живет без тебя!»
    Скоее это к тому, что во всем должна быть мера в день часок поиграть да это классно но 24 часа без сна и еды в задрочке по сети это уже паталогия Игромания, а я и такое видел. И умными таких вот задротов назвать сложно хоть они и дрючат всех в комп играх.

  14. А я согласен с Элспером. Некоторые способности аналитические можно прокачать и в подобных играх. Если присутствуют взаимодействия между игроками, то вполне реально, что проявятся организаторские способности…

  15. Я тоже тоже согласен просто не надо переоценивать 1-2% обучения и 99 процентов удовольствия =)

  16. Я компьютерными играми никогда особо не увлекался, наверное, потому что комп устаревал быстрее и его мощностей попросту не хватало на современные игрушки. И хвала Аллаху.

    Однако я имел возможность наблюдать за своими более продвинутыми согрупниками. Уже тогда (конец 90-х) они дрочили на дорогое железо, которое привозилось в наш колхоз под заказ. Дрочили и покупали.

    Касательно их умственных способностей и предприимчивости. Просто задроты. Вся их предприимчивость сводилась к обмену дисками и мелкому барыжничеству комплектующими между собой. В учёбе они себя не проявили. НИ ОДИН. Т.е. выдающихся заслуг у них не было. После учёбы ни один из их не стал предпринимателем или научным работником.

    Более того, я принадлежал к компании, которую условно можно назвать отморозками. Хотя мы таковыми не являлись. Но жили, что называется в реальности — пьянки, базары, прогулы, двойки и т.д. Так вот. Большинство из нас, и я в том числе, закончили обучение с хорошими отметками. Не с тройками, а с реально хорошими.

    Были среди задротов и с уклоном в электронику. Казалось бы, они должны были быть первыми в ЭРИ, электротехнике, МСТ и т.п. предметах. Хрен там! Я был первым, кто добился положительных результатов по элктрорадиоизмерениям. Причём не зубрёжкой, а вдумчивым отношением к предмету. Правда, потом я это достижение проебал по собственной лени и весь второй семестр носился, как угорелый, чтобы наверстать упущенное. Задроты, кстати, отличались тем, что сидели тише воды-ниже травы и тупо зубрили.

    Я полагаю, что любая информация, в т.ч. и компьютерные игры, должна падать на благодатную почву. Т.е. человек должен ОСОЗНАННО хотеть усвоить знание и «прокачать скилл» с последующим его применением в реальной жизни. С компьютерными играми в этом плане худо — они отключают осознанность своей зрелищностью. Буквально гипнотизируют. Поэтому польза от них ничтожна.

    Шахматы и карты в этом плане будут получше, но опять же, я встречал немало человеческих особей с порочными наклонностями (воровство, наркомания), которые отлично играли и в шахматы и в дурака. Я неоднократно был, что называется, бит. Но каков их итог?

    Шахматист увезён мамой в Москву по причине его неспособности отказаться от ширева. Другой шахматист периодически отвозится (опять же мамой, хвала Аллаху, что она у него есть) на излечение во всякие центры и санатории. Но при этом он периодически колется, по его словам, по настроению.

    Таким образом, наблюдая за «игрунами» на протяжении всей своей жизни, я вижу, что ничего особенного в них нет. И проблема в том, что они не усваивают ОСОЗНАННО мудрость игры. Нет. Они «прокачивают скилл», т.е. ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫК, и всё. К слову, навыки прекрасно приобретают обезьяны, медведи и попугаи.

    Как правило, абстрактное мышление у таких людей развито незначительно. А способность к этому типу мышления — отличительная черта Человека Разумного, не обременённого врождённым тугоумием. Навыки должны ДОПОЛНЯТЬ эту способность, а не замещать. Навыки это инструменты, типа молотка, линейки, компьютера.

    Я не утверждаю, что фанаты компьютерных игр прирождённые идиоты. Нет. Но многие из них таковыми себя сделали, отказавшись от применения своих навыков в реальной жизни. Повторюсь, компьютерные игры (и не только они) гипнотизируют разум. Соответственно, полезные витамины знаний не усваиваются, а навыки не применяются по назначению.

    Кроме того, лидер в NFS никогда не сможет с той же лихостью водить реальный автомобиль. Наипервейший боец в каком-нибудь шутере просто обосрётся в настоящей боевой обстановке.

    Посему поддержу Seo-keys — играть можно для удовольствия, не более 1-2 двух часов в день, а лучше в неделю или месяц. И относиться к этому следует именно как к удовольствию. Как мы относимся к музыке, хавке, алкоголю, сексу и т.д.

    Искать в играх какую-то полезность, на мой взгляд, чревато тем, что выражено в цитате, которую привёл Seo-keys — «Пока ты живешь мечтами, мир живет без тебя!»

  17. Также поддержу сеокейса.
    Курсе на 2ом в институте я начал играть в травиан. Часто был в топе по фарму, несмотря на то, что играл не круглые сутки. Также был почти всегда в альянсах топ-1-3. Я бы даже сказал, что мой ник много кто знал и мы начинали колотить альянсы с таким же составом на других серверах и почти всегда добивались успехов. Насколько я помню, главная миссия — построить чудо света и отбить все волны натаров.

    На 3ем курсе меня увлек WoW (2006 год). Начал играть на небольшом сервере (онлайн 300-500), где стал спустя пару месяцев топ варлоком (был в тиме с самым высоким рейтом). Мне этого стало мало и я ушел на серваки с онлайном 2-5к в сутки. Там было еще проще, со старой командой взял те же самые высоты. В итоге бросил в 2010 году.

    До сих пор жалею о своем потраченном времени. Не считаю, что приобрел полезные навыки ни в коем случае, кроме как долбить по клаве. В данный момент учусь зарабатывать на сайтах.

  18. И даже скилл лидерства ни капли не прокачал?
    Или играл наполовину соло лишь формально будучи в альянсе?

  19. «В реальной жизни человек не способен изменить даже свою судьбу — не то, что судьбы человечества. …компьютерный мир… дает иллюзию власти. Во всех своих проявлениях, от мощных текстовых редакторов, до сетей, где нет расстояний, и игр, где сокрушаешь цивилизации и покоряешь галактики…»
    (Сергей Лукьяненко)

  20. Уход от реальности основан на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спoнcopcкиe ссылки